Рисунок 13. Статическая панель фильтров
Статическая панель фильтров используется, как правило, только в скроллерах документов и предназначена для поиска документов по номерам и датам (см. рисунок 13). Данную панель фильтров невозможно скрыть с экрана.
Динамическая
Рисунок 14. Динамическая панель фильтров
Динамическая панель фильтра содержится, как правило, во всех скроллерах и используется для расширенного поиска информации. Панель отображается/скрывается кнопкой «Показать/скрыть панель фильтра» на панели инструментов. Область фильтра содержит поля, по значениям которых отбирается нужная информация. Скрываемые фильтры по полям документа зависят от вида документа и указываются в ТЗ на документ.
Служебная
Рисунок 15. Служебная панель фильтров
Панель фильтрации по служебным данным (системным полям) отображается/скрывается кнопкой «Показать/скрыть панель фильтра по системным полям» на панели инструментов. Каждое поле системного фильтра отображается и доступно для использования только на том АРМ, где его отображение имеет смысл. Перечень всех полей фильтров по системным полям приведен в таблице 3.
Таблица 3. Перечень служебных фильтров скроллера ЭД
№ п/п | Наименование поля фильтра | Поле документа для отбора | Условие фильтрации | Примечание |
Создатель | Client | = | Отображается на АРМ для тех входящих документов, которые могут поступать с различных АРМ. | |
Получатель | DestClient | = | Отображается на АРМ для тех документов, которые могут иметь различных получателей. Это могут быть либо документы, отправляемые с АРМ Сервер, либо документы, отправляемые с любого АРМ и имеющие транзитные маршруты. | |
Входящий файл | SavedDocRef | RLIKE |
| |
Исходящий файл | DocRef | RLIKE |
| |
Импортирован | Imported | = |
| |
GUID | DocGUID | RLIKE |
| |
Системная дата создание документа с | DateCreate | >= |
| |
(Системная дата создание документа)_ по | DateCreate | <= |
|
Где:
= – значение поля документа должно быть равно значению поля фильтра.
>= – значение поля документа должно быть больше или равно значению поля фильтра.
>= – значение поля документа должно быть больше или равно значению поля фильтра.
RLIKE – значение поля документа начинается с указанной в фильтре последовательности.
Почтовая
Рисунок 16. Почтовая панель фильтров
Панель фильтрации по почтовым полям документа отображается/скрывается кнопкой «Показать/скрыть панель фильтра по почтовым полям» на панели инструментов. Состав фильтров зависит от маршрута документа. Перечень всех полей фильтров по почтовым полям приведен в таблице 4.
Таблица 4. Перечень почтовых фильтров скроллера ЭД
№ п/п | Наименование поля фильтра | Поле документа для отбора | Условие фильтрации | Примечание |
Группа полей «Отправитель» | ||||
Уровень бюджета | Уровень бюджета | = | Используется для документов, ходящих по маршруту: «УБП –> ОФК». Способ заполнения: выбор из справочника «Уровни бюджета» | |
УБП | Код УБП отправителя | RLIKE | Используется для документов ходящих по маршруту: «УБП –> ОФК». Способ заполнения: выбор из справочника «Сводный реестр УБП» (если «Уровень бюджета» = «Федеральный») или «Перечень УБП» (для остальных уровней бюджета) или ручной ввод. При не заполненном поле «Уровень бюджета» выбор требуется осуществлять из справочника «Сводный реестр УБП». При заполнении из справочника, заполняется также «Наименование УБП». | |
| Наименование УБП отправителя | LIKE | Используется для документов ходящих по маршруту: «УБП –> ОФК». Способ заполнения: автозаполнение при выборе «Кода УБП» из справочника либо ручной ввод. | |
ОрФК | Код ОрФК отправителя | RLIKE | Используется для документов ходящих по маршрутам: «ОФК –> ОФК», «ОФК –> УБП». Способ заполнения: выбор из справочника «Органы Федерального казначейства» или ручной ввод. При выборе из справочника, автоматически заполняется «Наименование ОрФК». | |
| Наименование ОрФК отправителя | LIKE | Используется для документов ходящих по маршрутам: «ОФК –> ОФК», «ОФК –> УБП». Способ заполнения: автозаполнение при выборе «Кода УБП» из справочника, либо ручной ввод. | |
Группа полей «Получатель» | ||||
Уровень бюджета | Уровень бюджета | = | Используется для документов ходящих по маршруту: «ОФК –> УБП». Способ заполнения: выбор из справочника «Уровни бюджета» | |
УБП | Код УБП получателя | RLIKE | Используется для документов ходящих по маршруту: «ОФК –> УБП». Способ заполнения: выбор из справочника «Сводный реестр УБП» (если «Уровень бюджета» = «Федеральный») или «Перечень УБП» (для остальных уровней бюджета) или ручной ввод. При не заполненном поле «Уровень бюджета» выбор требуется осуществлять из справочника «Сводный реестр УБП». При заполнении из справочника, заполняется также «Наименование УБП». | |
| Наименование УБП получателя | LIKE | Используется для документов ходящих по маршруту: «ОФК –> УБП». Способ заполнения: автозаполнение при выборе «Кода УБП» из справочника, либо ручной ввод. | |
ОрФК | Код ОрФК получателя | RLIKE | Используется для документов ходящих по маршрутам: «ОФК –> ОФК», «ОФК –> УБП». Способ заполнения: выбор из справочника «Органы Федерального казначейства» или ручной ввод. При выборе из справочника, автоматически заполняется «Наименование ОрФК». | |
10. |
| Наименование ОрФК получателя | LIKE | Используется для документов ходящих по маршрутам: «ОФК –> ОФК», «ОФК –> УБП». Способ заполнения: автозаполнение при выборе «Кода УБП» из справочника, либо ручной ввод. |
Где:
= – значение поля документа должно быть равно значению поля фильтра.
LIKE – значение поля документа совпадает с указанной в фильтре последовательностью.
RLIKE – значение поля документа начинается с указанной в фильтре последовательности.
Фильтр будет действовать, пока его не отменить при помощи кнопки для конкретного поля фильтра или кнопки для очистки всех полей фильтра.
Таким образом, если закрыть функциональный экран, не отменив фильтры, а потом открыть его снова, установленные фильтры сохранятся: будут отображаться только те записи, которые удовлетворяют условию фильтрации.
2.2.1.6. Контекстное меню
Контекстное меню вызывается по щелчку правой кнопки мыши на записи/объекте Системы и содержит функциональные команды системы (общие команды работы со списком объектов, команды работы с конкретным объектом и т.д.). Команды контекстного меню сгруппированы по темам и разделены чертой.
Рисунок 17. Контекстное меню
Каждая экранная форма содержит свой список команд контекстного меню, при этом в одной форме представления данных может быть несколько контекстных меню, каждое из которых связано с обработкой конкретного объекта данной формы.
2.2.2. Диалоговое окно
Диалоговое окно – форма ввода данных с заданным набором полей, в которых необходимо ввести значение с клавиатуры или выбрать его из справочников или списков. Диалоговое окно содержит панель инструментов для запуска наиболее часто выполняемых команд.
Рисунок 18. Пример диалогового окна
Диалоговое окно также содержит в нижней части формы кнопки управления:
– «Применить» – сохранить введенные изменения без закрытия окна.
– «Оk» – сохранить сделанные изменения и закрыть окно.
– «Отмена» – закрыть окно без сохранения изменений.
2.2.2.1. Панель инструментов диалогового окна
Панель инструментов диалогового окна (строка пиктограмм) – это строка с кнопками, которая расположена в верхней части окна ввода.
Рисунок 19. Панель инструментов диалогового окна
Команда выполняется после нажатия данной кнопки-пиктограммы левой кнопкой мыши. В различных диалоговых содержатся разные пиктограммы панели инструментов. Некоторые пиктограммы могут быть не активны. В экранных формах используются следующие кнопки пиктограмм:
– осуществляет переход к настройкам печати.
– осуществляет переход к настройке просмотра образа печати.
– осуществляет переход к настройкам сохранения печатной формы в файл.
– осуществляет применение сделанных изменений.
– отменяет сделанные изменения.
– обновляет информацию диалогового окна.
– запускает проверку сделанных изменений и выдает результат проверки в информационном окне.
– запускает печать отчетов Аксиок.
– позволяет перейти к файлам помощи.
2.2.2.2. Типы полей
Поле – строка, в которую можно ввести/выбрать какое-либо значение. Как правило, рядом с полем располагается название, раскрывающее суть информации, вводимой в данном поле. Поле может быть обязательным для заполнения и не обязательным.
- Текстовое поле
В текстовом поле информация вводится с клавиатуры. Если введенная информация не помещается в видимой части поля, то для перехода к началу или концу записи можно воспользоваться клавишами <Home>, <End>, <Ctrl+Home>, <Ctrl+End>.
- Поле вида «счетчик»
Поле вида «счетчик» с правого края содержит кнопку . При помощи кнопки в поле автоматически проставляется номер из принципа N+1, где N – номер последнего сохраненного документа.
- Поле выбора из справочника
Поле выбора из справочника с правого края содержит кнопку . Кликнув мышью по этой кнопке, откроется форма справочника (окно со списком возможных значений данной строки). Выбранное значение попадет в поле выбора из справочника.
- Текстовое поле со справочником
В текстовом поле со справочником можно как ввести значение вручную с клавиатуры, так и выбрать его из справочника по кнопке .
- Поле вида «дата»
Поле вида «дата» предназначено для ввода даты в формате дд.мм.гггг с клавиатуры , либо при помощи календаря, открываемого по кнопке .
- Поле вида «чек-бокс»
Поля вида «чек-бокс» используются для выбора одного или нескольких предопределенных значений. Поле вида «чек-бокс» имеет два значения: включен и выключен. Для изменения значения поля, достаточно щелкнуть по нему левой кнопкой мыши (поставить, либо убрать флаг ). Установленный флаг означает «включен».
- Поле вида «переключатель»
Поле вида «переключатель» используется для выбора только одного значения из представленных. Для изменения значения поля достаточно щелкнуть по нему левой кнопкой мыши (поставить «кружок»).
- Поле вида «скроллер»
В поле вида «скроллер» информация вводится с клавиатуры, однако в отличие от обычного текстового поля размер такого поля больше, и оно содержит полосу прокрутки.
- Поле вида «контейнер»
Поле вида контейнер используется для вставки приложенных файлов и содержит команды контекстного меню, предназначенные для управления объектом вставки.
- Поле вида «раскрывающийся список»
Данный тип поля содержит список значений, выбираемых из раскрывающегося списка
Поля, недоступные для редактирования, отличаются однотонной заливкой того же цвета, что и экранные формы.
2.2.2.3. Связанные поля
Если при вводе значения одного поля автоматически заполняются сразу несколько других полей, то такие поля являются связанными. Связанные поля, как правило, используются при вводе данных из справочника. Например, при выборе Лицевого счета в платежном поручении одновременно заполняются поля группы Плательщик (Название, ИНН плательщика).
Для того чтобы заполнить связанные поля, необходимо выбрать значение определяющего поля из справочника, либо ввести его вручную и нажать <Ctrl+Enter>.
Примечание. Для выбора предлагаются только актуальные записи справочника. Актуальной считается запись, у которой «Open Date» <= «Текущая Дата» <= «Close Date». Если «Close Date» не задана, то такая запись также считается актуальной.
2.3. Команды Системе
2.3.1. Список горячих клавиш
Символ «+» в обозначениях горячих клавиш означает одновременное нажатие клавиш.
Общие действия с программой
<Alt+F4> – завершение работы СЭД, а также закрытие активного окна СЭД.
<F10> – вызов главного окна программы, возврат к текущему окну.
<Alt> – выделить пункт меню в главном окне программы, <стрелки> – перемещение по пунктам меню, <Enter> – вход в меню, <Esc> – выход из подменю.
<Alt+0> – вывод списка открытых окон.
<F1> – вызов файла помощи.
Действия со списком документов
Сортировка
<F2> – вызов окна настройки сортировки.
<Ctrl+F2> – сортировка по текущему столбцу.
<Alt+F2> – сброс текущей сортировки (сортировка по первому уникальному индексу).
Фильтрация
<Ctrl+F5> – вызов окна настройки фильтра.
<Alt+F5> – вызов окна настройки фильтра по текущему столбцу.
<Alt+Ctrl+F5> – сброс фильтра.
Поиск
<F7, Ctrl+F7> – вызов окна настройки поиска.
<Ctrl+F> – вызов окна настройки поиска по текущему столбцу.
<F3> – поиск следующей записи, удовлетворяющей условию поиска.
Выделение
<Ctrl+Insert> – выделение (снятие выделения) текущей записи.
<Ctrl+«+»> – выделить все записи.
<Ctrl+«-»> – снять выделение.
<Ctrl+«*»> – инвертировать выделение.
Вызов диалогов
<Insert> – переход к созданию нового документа.
<Enter> – переход к просмотру/редактированию документа.
<Ctrl+I> – переход к диалогу импорта документа.
<Ctrl+E> – переход к диалогу экспорта документа.
<Ctrl+C> – перейти к созданию нового документа на основе копии текущего (скопировать документ).
Навигация
<Home> – переход к первой колонке списка.
<End> – переход к последней колонке списка.
<Page Up> – переход на страницу вверх.
<Page Down> – переход на страницу вниз.
<Esc> – закрытие формы.
<Left > – переход на поле назад.
<Right> – переход на поле вперед.
<Up> – переход на запись вверх.
<Down> – переход на запись вниз.
<Ctrl+PgUp> – переход на верхнюю запись в пределах текущей страницы.
<Ctrl+PgDn> – переход на нижнюю запись в пределах страницы.
<Ctrl+Left> – переход на первое поле текущей записи.
<Ctrl+Right> – переход на последнее поле текущей записи.
<Ctrl+Home> – переход к первому документу в списке.
<Ctrl+End> – переход к последнему документу в списке.
<Del, Ctrl+Del> – вызов диалога удаления записи.
Печать
<Ctrl+P> – печать списка документов.
Вызов информации по списку
<Alt+«=»> – итоги по списку (для выделенных документов).
<Alt+F11> – история документа, хранимая в самом документе.
<F12> – параметры строки.
<Ctrl+F12, Alt+F12> – системная информация о скроллере.
<Ctrl+F11> – история документа, хранимая в системном логе, для включения см документ Руководство администратора сервера СЭД.
<F1> – вызов файла помощи.
Действия с документом
<Tab> – перемещение по полям документа.
<Shift+Tab> –возврат на предыдущее поле.
<Alt+Enter> – вход в справочник/список в поле документа.
<Enter> – выбор значения справочника.
<F12> – информация о параметре строки.
<Ctrl+F11> – история документа, хранимая в системном логе, для включения функции см. документ Руководство администратора сервера СЭД.
<Alt+F11> – история документа, хранимая в самом документе.
<Ctrl+P> – печать документа.
<Alt+P> – просмотр печатной формы документа.
<Ctrl+Alt+P> – сохранить печатную форму документа в файл.
<Ctrl+F12, Alt+F12> – системная информация о скроллере.
<Ctrl+S> – сохранение записи и закрытие текущего окна.
<Esc> – закрытие формы.
<F1> – вызов файла помощи.
<Ctrl+F6> – переключение на следующее окно.
<Ctrl+Shift+F6> – переключение на предыдущее окно.
2.3.2. Кнопки управления
Списки документов (скроллеры) и диалоговые окна могут содержать кнопки управления:
– «Применить» – сохранить введенные изменения без закрытия окна (кнопка используется для диалоговых окон, доступных для редактирования).
– «Оk» – сохранить сделанные изменения и закрыть окно (кнопка используется для диалоговых окон, доступных для редактирования).
– «Отмена» – закрыть диалоговое окно без сохранения изменений (кнопка используется для диалоговых окон, доступных для редактирования).
– «Закрыть» – закрыть окно/скроллер (кнопка используется для диалоговых окон и скроллеров, недоступных для редактирования).
2.4. Настройка внешнего вида интерфейса
Все экранные формы и главное меню можно свободно перемещать по экрану. Для этого следует установить курсор мыши в область заголовка и, удерживая левую кнопку мыши, переместить объект в нужное место.
Границы экранных форм и главного меню можно также менять. Для этого следует подвести курсор мыши к какой-либо границе главного меню (курсор примет вид двунаправленной стрелки) и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, изменить границу.
В правом верхнем углу экранных форм и главного меню находятся кнопки размеров окна и закрытия окна. С их помощью можно свернуть, развернуть на полный экран и закрыть окно.
2.5. О программе
Для получения информации о версии системы необходимо выбрать пункт меню «Справка – О программе». Откроется окно «О программе».
Рисунок 20. Информация о программе
Для закрытия окна нажимается кнопка «Закрыть».
3. Работа с Системой
3.1. Общие положения
Документ в СЭД – электронный документ (ЭД), имеющий визуальную форму представления данных, в которой информация представлена в виде набора необходимых реквизитов (полей). Электронный документ является аналогом бумажного документа и предназначен для хранения, обработки и передачи между пользователями СЭД.
Документ обязательно содержит реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать содержащуюся в нем информацию, в том числе электронную цифровую подпись (ЭЦП), удостоверяющую авторство данных.
Документы в СЭД могут быть нескольких типов:
– Входящие;
– Исходящие;
– Транзитные.
Документы, созданные на АРМ клиентов сервера ОФК и полученные на АРМ сервера ОФК, называются входящими. Входящие документы недоступны для редактирования/удаления и предназначены только для просмотра и/или обработки.
Документы, создаваемые/импортируемые на АРМ сервера ОФК и передаваемые клиентам РБС/ПБС, называются исходящими.
Документы, созданные на АРМ клиента СЭД, полученные на АРМ сервера ОФК и предназначенные для передачи на другой АРМ клиента СЭД, называются транзитными.
3.2. Атрибуты документов
Атрибут документа – необходимое неотъемлемое значение документа, идентифицирующее его связь с другими объектами системы.
Все документы СЭД имеют обязательные атрибуты:
– Статус. Каждый этап обработки электронного документа СЭД характеризуется его статусом. Статус указывает на текущее состояние документа в системе и задает специализированный набор действий с ним. Смена статуса документа происходит при выполнении определенных действий с документом и характеризует прохождение этим документом определенного этапа документооборота (например, если подписать документ, имеющий статус «Новый», то ему автоматически присваивается статус «Подписан»). Название статуса документа отображается в поле «Статус» в окне просмотра списка документов в строке, соответствующей этому документу.
– Номер. Любому документу системы при создании присваивается номер. Номер документа необходим для обеспечения уникальности созданного документа и облегчения поиска и работы с ним. Видов номеров документа в системе может быть несколько (порядковый, внешний и т.д.). Обязательным атрибутом является внутренний порядковый номер документа в СЭД, не изменяемый в течение жизненного цикла документа.
– Дата. Любой документ системы при создании привязывается к дате создания. Некоторые документы могут иметь несколько видов дат в зависимости от назначения (дата создания, дата исполнения, дата отправки и т.д.). Обязательным атрибутом является дата создания документа в СЭД, не изменяемая в течение жизненного цикла документа.
– Код АРМ. Обязательным атрибутом документы является также код АРМ СЭД, на котором он создан. Атрибут присваивается автоматически при создании документа и не меняется в течение жизненного цикла документа.
3.3. Работа со списком документов
Для выполнения действий с документами (ввод, просмотр, подписание и т.д.) следует перейти в режим работы с документом, выбрав в главном меню «Документы» подпункт, соответствующий типу документа. В результате откроется соответствующий список документов (скроллер).
В таблице-списке скроллера отображаются только те документы, статусы которых отмечены флагом на панели статусов в левой части формы. Статусы документов разделены на две группы: входящие и исходящие.
Также в таблицу-список выводятся для просмотра только те документы, которые удовлетворяют условиям отбора, приведенным на панели фильтрации. Можно как расширить, так и уменьшить диапазон видимых документов с помощью задания условий фильтра.
Для того чтобы открыть документ для просмотра следует выделить его курсором в списке и нажать кнопку на панели инструментов, либо открыть двойным щелчком «мыши» или нажатием клавиши <Enter>. Откроется форма документа.
3.3.1. Настройка колонок списка
Для того чтобы вывести в списке документов поля, которые по умолчанию являются скрытыми, необходимо в форме списка документов щелкнуть правой кнопкой мыши на любом названии столбца и выбрать команду контекстного меню «Настройка колонок».
Рисунок 21. Настройка колонок
В открывшемся окне «Настройка колонок» следует установить флаг напротив названия поля, необходимого для отображения в таблице документов.
Рисунок 22. Окно «Настройка колонок»
Для перемещения колонки ближе к началу таблицы документов необходимо выделить курсором название поля и воспользоваться кнопкой . Для перемещения колонки ближе к концу таблицы документов используется кнопка . Для применения настроек необходимо нажать кнопку «ОК». Для выхода из формы без сохранения сделанных изменений нажать «Отмена».
3.3.2. Выделение нескольких документов
Для выделения нескольких документов в списке следует использовать комбинацию клавиш <Ctrl+Insert>. Для этого следует выбрать курсором документ, который необходимо выделить, затем нажать клавишу <Ctrl> и, не отпуская ее, нажать клавишу <Insert>.
Для выделения следующего по списку документа снова нажать клавишу <Insert>. Если требуется снять выделение с записи, необходимо использовать ту же комбинацию клавиш.
Для выделения всех записей в списке следует нажать кнопку .
Для того чтобы снять выделение со всех записей, следует нажать кнопку .
Для инверсионного выделения (выделяет неотмеченные документы и отменяет выделение отмеченных документов) следует нажать кнопку .
3.3.3. Поиск документа в списке
Поиск документа вызывается нажатием кнопки . Процесс поиска документа осуществляется следующим набором действий:
- Определить в списке документов поле (наименование столбца), по которому будет задаваться условие поиска, и выделить это поле в любом документе синей строкой-курсором (один клик левой кнопкой мыши).
- Нажать кнопку на панели инструментов.
- В открывшемся диалоговом окне «Поиск» ввести условие поиска в поле «Значение» в соответствии с типом выбранного в списке поля (поле даты, числовое поле, текстовое поле):
– Если производится поиск по полю даты, то следует вводить дату в формате дд.мм.гггг, по которой будет разыскиваться документ в списке.
– Если производится поиск по полю, содержащему номер документа, номер счёта, сумму или другое числовое значение, то необходимо ввести соответствующее число для поиска.
– Если поиск документа производится по слову, фразе, названию, любому тексту, то необходимо ввести в качестве условия поиска соответствующее текстовое значение.
Рисунок 23. Окно настройки поиска
Поиск по статусу документа с помощью данной процедуры не предусмотрен.
- Проставить флажки в дополнительных полях поиска:
– «Без учёта регистра» – при проставлении флага в этом поле (один клик левой кнопкой мыши) в процессе поиска не будет учитываться регистр букв – маленькая или большая буква указана в текстовом условии поиска.
– «Поиск по шаблону» – при проставлении флага в этом поле становится возможным поиск по неполному значению, т.е. в качестве условия задаётся часть от искомого значения.
– Для ос